Семья Андреса Лиепы распадается

Андрис Лиепа: биография, личная жизнь, семья, карьера, достижения

Детьми знаменитых родителей всегда быть трудно – тень их славы преследует известных отпрысков неотступно. Заданную высокую планку очень сложно перепрыгнуть – или хотя бы достичь ее, в то время как за тобой пристально наблюдают тысячи глаз. Не все выдерживают подобное, и, к сожалению, есть много примеров того, как жизнь ребенка известных родителей катится под откос. Но немало и тех, кто показал себя достойными продолжателями рода. И среди них – Андрис Лиепа.

Коротко о родителях

Прежде чем говорить собственно об Андрисе и его достижениях, следует хотя бы коротко пояснить, чей он сын. И в первую очередь нельзя не сказать о его отце, знаменитом балетном артисте и киноактере Марисе Лиепе.

Марис появился на свет в Латвии в тридцать шестом году минувшего столетия. С детства проявлял творческие способности. Сначала он стал было петь, однако вскоре из-за слабости здоровья его отдали в балет, записав в хореографическое училище. В нем Марис Лиепа показал свои блестящие способности танцора и артиста. Уже в тринадцать лет он танцевал не только детские партии, но и взрослые. Кроме того, он занимался спортом и преуспел и в этом.

В 1953 году Лиепа поступил в Московское хореографическое училище. Еще студентом его заметили, а после окончания училища началась блестящая карьера артиста балета. Марис Лиепа работал со многими коллективами, в том числе танцевал в легендарной труппе Большого театра – это была его юношеская мечта, которой было суждено сбыться. Кроме того, Лиепа удачно показал себя и как киноактер. Первый съемки в его карьере были в 1969 году.

В последние годы жизни артист снимался и выступал крайне мало. С коллективом Большого театра у него случился конфликт, из труппы он был уволен. Отношения с семьей тоже оставляли желать лучшего. Все это вместе, вероятно, способствовало раннему уходу Лиепы из жизни. Он скончался в марте 1989 года, ему было всего пятьдесят три.

Мать Андриса Лиепы, супругу Мариса, зовут Маргаритой Жигуновой, в молодости она работала драматической актрисой. Она родилась в Тверской области в 1937 году, а уже с шестидесятого стала трудиться в московском пушкинском драматическом, окончив перед этим школу-студию МХАТ. Одно время не работала, посвятив себя детям, но затем вновь вернулась на сцену. Снималась в кино. Особой известности, а уж тем более такой, как у именитого супруга, у нее никогда не было, а посему и информации о ней имеется куда меньше.

Маргарита Жигунова здравствует и по сей день, правда, уже не играет. С Марисом Маргарита познакомилась на съемках картины “Илзе” в пятьдесят девятом году, в честь героев этой ленты супруги назвали и своих детей (сестру Андриса Лиепы зовут Илзе, она тоже известный человек в творческом мире).

Детские годы

Теперь, когда ясно, в какой одаренной и творческой семье появился на свет в канун Рождества шестьдесят второго года Андрис Лиепа (на фото ниже), становится понятным и то, что не пойти по стопам родителей не могли ни он, ни младшая на год Илзе.

Родным городом Андриса, наполовину латыша, стала Москва, а родной улицей – Брюсов переулок. Именно там будущий артист провел свое детство, в доме, где, помимо его знаменитой семьи, жили и многие другие актеры – например, небезызвестный Качалов. И, проведя аналогию с Домом писателей (он находится в Лаврушинском переулке столицы, в свое время в нем жило большое количество литераторов), родной дом маленького Андриса легко можно назвать Домом актера. Впрочем, московское детство будущего артиста началось уже после трехлетнего возраста. Дело в том, что, когда Андрис был еще совсем крошкой, на свет появилась Илзе, и старшего сына отправили к родителям отца в Ригу – чтобы матери было полегче. В Латвии маленький Андрис заговорил – разумеется, на латышском языке, – а бабушку и дедушку, родителей отца, считал самыми родными людьми. Когда его вернули домой, и самому мальчику, и его близким первое время было очень сложно, но затем все наладилось.

И началось самое обыкновенное детство самого обыкновенного московского мальчишки – как с друзьями и гулянием во дворах, так и с обязательными кружками. Андрис и Илзе посещали их в большом количестве – ходили и на хореографию, и на фигурное катание, и на музыку, и много куда еще. Андрис в итоге остановил свой выбор только на музыке (окончил музыкальную школу) и на балете – пошел по стопам отца, который, кстати, в балетной школе вдобавок ко всему и преподавал. В Ригу брат с сестрой уезжали каждое лето и каждый Новый год – до тех пор, пока живы были дедушка с бабушкой.

Юность

Окончив школу, Андрис Лиепа ни минуты не сомневался, где ему продолжать учиться дальше. Он поступил в Московское хореографическое училище, туда же, где в свое время учился его отец. Как признавался позже сам артист, он ожидал, что его будут, даже невольно, сравнивать со знаменитым отцом, и внутренне был готов работать на все двести процентов, чтобы доказать, что он не хуже именитого родителя. Уже с первого курса Андрис стал показывать невероятную работоспособность и целеустремленность.

Училище молодой артист балета окончил в восьмидесятом году минувшего столетия, и сразу был принят в труппу Большого театра.

Большой театр

Первой серьезной ролью молодого артиста на легендарной сцене стала партия Сальери в постановке “Моцарта и Сальери”. Андрис подошел к делу очень ответственно и, исполняя данного отрицательного персонажа, продемонстрировал не только хореографические умения, но и блестящие актерские навыки. После этого ему одну за другой стали доверять крупные роли во всевозможных спектаклях. Лиепа танцевал в “Жизели”, ” Спящей красавице”, “Лебедином озере”, “Иване Грозном” и много где еще. Но судьбоносной ролью Андриса Лиепы, личной его большой победой является исполнение партии Принца в “Щелкунчике”: именно после этого выступления танцор смог попасть в ведущие артисты театра.

Соединенные Штаты Америки

После непродолжительной работы в Большом театре Андрис Лиепа уехал в Америку, в Нью-Йорк, работать по контракту. Интересно, что это предложение молодой артист принял после того, как на гастролях в Париже познакомился с Рудольфом Нуриевым (эту встречу позднее сам Лиепа-младший назовет судьбоносной). В Нью-Йорке (кстати, поездка эта состоялась в конце восьмидесятых годов) Андрис Лиепа танцевал во многих спектаклях, в том числе и в постановках Михаила Барышникова.

Работа в Нью-Йорке оказалась очень важной для Андриса. Позднее он отмечал, что она многое дала для его дальнейшего творчества. В Америке он набрался опыта, оценил, как работают коллеги из Соединенных Штатов. За проведенное там время – чуть больше года – Андрис Лиепа станцевал более чем в сорока спектаклях и проехал с туром по всем крупным городам Соединенных Штатов.

Ленинград

По возвращении из Америки Андрис Лиепа пришел в труппу Кировского театра – так раньше называлась легендарная Мариинка. Позвал его туда сам руководитель, Олег Виноградов. Кировский театр станет для Лиепа по-своему судьбоносным – именно там он встретит свою любовь. Но об этом подробнее будет рассказано далее.

И в этом театре, как и на предыдущих местах работы, Андрис показал себя достойным продолжателем дела своего отца. Он очень быстро выбился в лидерские позиции и выступал с ведущими партиями в спектаклях. За время работы артистом балета Мариинки Андрис Лиепа исполнял партии в таких постановках, как “Петрушка”, “Баядерка”, “Щелкунчик” и так далее. С переездом в Москву окончилась и карьера Андриса в рамках Кировского театра.

Дальнейшая карьера и жизнь

Что же случилось потом в биографии Андриса Лиепы? Очень многое. Например, фильм-балет “Возвращение жар-птицы”, в котором он не только исполнил заглавную партию, но и выступил в качестве режиссера. Он вообще стал активно пробовать себя в роли режиссера-постановщика – не только театральных, балетных постановок, но и музыкально-концертных шоу. Так, Андрис поставил шоу для таких эстрадных артистов, как Жасмин, Тамара Гвердцители, Михаил Шуфутинский, Анита Цой и так далее. Если же говорить о спектаклях, срежиссированных Лиепой, то в качестве примера можно назвать, например, “Маэстро” в “Новой опере” или “Сказание о невидимом граде Китеже” в Мариинке.

Активно Андрис Лиепа занимается и благотворительной деятельностью – это он тоже унаследовал от отца. Он входит в число членов попечительского совета московского фонда “Вера”. А еще Лиепа-младший – член Патриаршего совета по культуре (и глубоко верующий человек).

Признание

У Андриса Лиепы немало наград. Достаточно назвать лишь несколько: Гран-при конкурса в Соединенных Штатах, “Золотая лента русского кино”, народный артист России. Последнее звание Лиепа получил сравнительно недавно, девять лет назад.

В настоящее время

Большую сцену Андрис Лиепа оставил некоторое время назад после травмы, полученной им на одном из выступлений. Однако совсем из мира танца он не ушел. В настоящее время артист работает в театре “Кремлевский балет” – трудится там главным балетмейстером и одновременно является художественным руководителем.

Личная жизнь Андриса Лиепы

Конечно, нельзя обойти стороной и разговор о личном. Тем более что многих зачастую именно этот аспект жизни артистов интересует больше всего. Что касается биографии Андриса Лиепы, личная жизнь у него была (или остается?) весьма бурной.

Он был женат дважды (по неподтвержденной информации – трижды). Первой супругой Андриса стала артистка балета Большого театра Людмила Семеняка, с которой молодой артист познакомился, придя в труппу. Их брак был совсем недолгим, а распался, возможно, в том числе и потому, что Людмила на десять лет была старше Андриса.

После их расставания Лиепа жил и работал в Америке, и, по некоторым сведениям, успел обзавестись супругой и там. Если верить этим слухам, американка тоже была старше сына Мариса Лиепы, и их супружеская жизнь также не задалась.

Третьей (или второй) женой Андриса Лиепы (и на настоящий момент пока последней) стала балерина Екатерина Катковская, позже взявшая фамилию мужа. Они познакомились в Мариинском театре – Екатерина в нем уже танцевала, а Андрис только вошел в труппу. Спустя некоторое время они стали встречаться, а затем и поженились. Это произошло в девяносто восьмом году. Вскоре родилась их первая и единственная дочь, которую назвали Ксенией. В течение четырнадцати лет брак четы Лиепа казался счастливым и крепким. Однако в 2012 году все изменилось – личная жизнь Андриса Лиепы треснула по швам, поскольку его супруга подала на развод. Кто был прав, а кто виноват в той истории, посторонним не узнать. Однако факт остается фактом: вот уже шесть лет Андрис Лиепа не женат.

Интересные факты

  1. В квартире детства Лиепы прежде жила балерина Екатерина Гельцер, после ее смерти владеть жильем стал Большой театр. Марис Лиепа получил эту квартиру в двести пятьдесят метров – на целый этаж – после рождения своих детей.
  2. Был крещен в раннем детстве.
  3. Стал заниматься балетом с восьмилетнего возраста.
  4. Отец Андриса Лиепы коллекционировал иконы и антикварные вещи, в том числе и мебель.
  5. В школе Андрис охотно занимался гуманитарными науками, технические же не любил.
  6. Любит проводить время с дочерью Ксюшей, вместе они ездят кататься на Воробьевых горах на скейте и/или велосипеде.
  7. Является поклонником японской кухни.
  8. Андрис Лиепа стал первым танцовщиком, получившим официальное разрешение на работу в иностранных труппах.

Таков Андрис Лиепа, биография и личная жизнь которого по-прежнему являются предметом живого интереса и нестихающих обсуждений.

Андрис Лиепа – биография, новости, личная жизнь

Андрис Лиепа

Андрис Марисович Лиепа (латыш. Andris Liepa). Родился 6 января 1962 года в Москве. Советский и российский артист балета, театральный режиссёр, продюсер, педагог. Заслуженный артист РСФСР (1986). Народный артист РФ (2009).

Андрис Лиепа родился 6 января 1962 года в Москве.

Отец – Марис Лиепа, советский латвийский солист балета, балетмейстер, балетный педагог, киноактёр, народный артист СССР.

Мать – Маргарита Жигунова, актриса Московского драматического театра имени Пушкина.

Младшая сестра – Илзе Марисовна Лиепа (1963 г.р.), российская балерина, актриса театра и кино, народная артистка России.

Сводная сестра – Мария Лиепа.

С ранних лет ходил на все спектакли своего знаменитого отца. Их с Илзе на спектакли водили бабушка или мама. Отец всегда оставлял им билеты в первом ряду. Как рассказывал Андрис, день спектакля в семье считался особенным. “Мы знали, что в в этот день до четырех часов отца нельзя беспокоить. Мы сидели в школе или где-нибудь гуляли с сестрой. В четыре часа папа просыпался и шел на спектакль. Когда он уходил, мы возвращались домой. А потом тоже собирались на спектакль. Нас так приучили – в день спектакля главное, чтобы у артиста не выскочила пружинка. Я знал это от отца”, – вспоминал он.

В балетную школу он решил пойти сам, без настояния родителей, которые предоставляли детям свободу выбора. Поначалу у него с балетом складывалось не очень хорошо. Но упорный труд и настойчивость дали результат.

Андрис Лиепа в детстве с отцом и сестрой

В 1980 году окончил Московское Академическое хореографическое училище по классу педагога А. Прокофьева.

В 1981 году получил золотую медаль на Международном конкурсе артистов балета в младшей группе.

По окончании училища стал солистом балета Большого театра.

В 1986 году вместе с Ниной Ананиашвили и Вадимом Писаревым они участвовали в США на Международном конкурсе балета в городе Джексон, штат Миссисипи. Андрис вспоминал: “Защищали честь Советского Союза. Когда мы с Ниной взяли Гран-при, а Вадик – золото, исполнялся наш гимн, внесли флаг СССР. Мы чувствовали себя, как Ирина Роднина на олимпийском пьедестале. Комок в горле”.

За восемь лет работы в этой труппе он станцевал ведущие партии в балетах классического репертуара театра – «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Жизель», «Иван Грозный», «Золотой век», «Раймонда», «Лебединое озеро».

Его первые гастроли с труппой ГАБТ прошли по городам Польши (Варшава, Познань, Лодзь).

В 1988 году он стал первым советским танцовщиком, которому советское правительство официально разрешило работать в иностранной труппе. Андрис со своей партнершей Ниной Ананиашвили стали приглашенными артистами в труппе Нью-Йорк сити балле (Нью-Йорк). Они станцевали «Вариации Раймонды», «Симфонию Си» и «Аполлон». Позже в том же 1988 году начал работать в Американском театре балета (АВТ), где он исполнил партию Принца Зигфрида в новой постановке «Лебединого озера», осуществленной Михаилом Барышниковым, а также танцевал в «Ромео и Джульетте» Кеннета Макмиллана и «Скрипичном концерте» Джоржа Баланчина.

Читайте также:  Диана Гурцкая добилась получения визы в Великобританию

В 1989 году Олег Виноградов (Кировский балет) пригласил Андриса участвовать в Гала-концерте, посвященном столетию легендарного танцовщика Вацлава Нижинского. Его петербургским дебютом стал балет «Видение розы», который был восстановлен его отцом – Марисом Лиепа. Позже он присоединился к труппе как постоянный приглашенный солист и танцевал ведущую партию в «Петрушке» Виноградова.

Гастролировал с Кировским балетом в Париже, Лондоне, Вашингтоне и Токио и танцевал ведущие партии в балетах «Баядерка», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица» и другие. За это время он танцевал на сценах театров Ла Скала с Карлой Фраччи, Парижской Оперы с Изабель Гирен, работал с Морисом Бежаром в Лозанне.

Работал как приглашенный солист в Римской опере, Шведской опере и других прославленных балетных труппах. С труппой «Кремлевского балета» исполнил ведущие партии в спектаклях «Макбет» и «Золушка», постановку которых осуществил прославленный танцовщик, звезда Большого театра Владимир Васильев.

Специально для английского телевидения «Темза ТВ» Андрис адаптировал «Видение розы» и станцевал ведущую партию.

Балет пришлось оставить из-за тяжелой травмы – порвал крестовидную связку. В начале 1990-х он танцевал достаточно много даже с порванной связкой. В 1998-м году ему сделали операцию.

Он вспоминал: “Я даже не мог себе представить, что в одну минуту можно лишиться своей профессии. Травма! Как будто бы ерунда – неправильное приземление. Но затем возникает вопрос, будешь ли ты вообще танцевать”.

В 1992 году сыграл главную роль – Алексея – в драме Валерия Харченко «Короткое дыхание любви».

Андрис Лиепа в фильме “Короткое дыхание любви”

В 1993 году он восстановил три балетных шедевра легендарного хореографа Михаила Фокина 1910-1911 годов «Петрушка», «Шехерезада» и «Жар-птица». Эти балеты, созданные для знаменитых дягилевских «Русских сезонов» в Париже, впервые были показаны в России.

Позднее в 1997 году на киностудии «Мосфильм» был снят фильм-балет «Возвращение Жар-птицы». Андрис в нем выступает в роли режиссера-постановщика, продюсера, а также исполняет главные партии во всех трех балетах. С тех пор фильм был представлен на фестивалях в Москве, Петербурге, Риге, Киеве, Сочи, Анфлёр (Франция), Норвегии и Нью Йорке.

Андрис Лиепа в фильме “Возвращение Жар-птицы”

В 1994 году Андрис Лиепа расширил границы своего творчества, поставив оперу Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже» в Мариинском театре, премьера которой состоялась в Париже, дирижер – В. Гергиев. В 1995 году спектакль был показан на Эдинбургском фестивале.

В 1997 году Андрис сыграл роль русского поэта С. Есенина в пьесе «Айседора, когда она танцевала» в Токио (Япония).

В 1997 году Андрис Лиепа организовал Благотворительный фонд им. Мариса Лиепы и стал Председателем правления фонда. Концерт-презентация фонда прошла в Большом театре России.

Восемь лет был педагогом-репетитором в Мариинском театре. Главный балетмейстер Олег Михайлович Виноградов попросил его репетировать с Ульяной Лопаткиной. И Ульяна танцевала свое первое «Лебединое» под его руководством. В Мариинке он ставил «Жар-птицу» и «Шехерезаду». Работал с такими танцорами как Андрей Баталов, Андриан Фадеев, Фарух Рузиматов.

С 26 июля 2010 года – член Патриаршего совета по культуре (Русская православная церковь).

Андрис Лиепа является членом попечительского совета фестиваля «Черешневый лес».

С 2014 года – художественный руководитель и главный балетмейстер театра «Кремлёвский балет».

Андрис Лиепа

Личная жизнь Андриса Лиепы:

Дважды был женат.

Первая жена – Людмила Ивановна Семеняка, советская и российская балерина, балетмейстер, хореограф, народная артистка СССР. Она на 10 лет старше его, танцевала с отцом Андриса. Брак официально продлился год, но после развода они остались вместе и прожили еще шесть лет.

Андрис Лиепа и Людмила Семеняка

Вторая жена – Екатерина Лиепа (в девичестве Катковская), артистка балета Мариинского театра. Они познакомились в 1989 году. Тогда артист впервые приехал в Мариинский театр, чтобы участвовать в гала-концерте, посвященном 100-летию Вацлава Нижинского. Именно там работала балериной Екатерина. Однако поначалу общение двух артистов было построено исключительно на дружеских чувствах, и лишь в 1991 году это переросло в любовь.

22 мая 1995 года они обвенчались в Николаевском соборе в Санкт-Петербурге. Поженились в январе 1998 года, незадолго до рождения их дочери Ксении (она родилась в Германии, в Мюнхене). Дочь назвали в честь Ксении Петербургской.

В 2012 году развелись. Андрис пытался сохранить семью и был удивлен решением экс-супруги. Он рассказывал: “Катя попросила в какой-то момент, чтобы мы пожили отдельно. Но я надеялся, что у нас выйдет так же, как у Аллентовой с Меньшовым: они тоже какое-то время жили порознь, а потом поняли, что друг без друга не могут. Я не считал, что всё у нас так непоправимо. Дочка все-таки. Но я ошибся. Остается только подчиниться. Насильно мил не будешь”.

Дочь Ксения имеет в Латвии вид на жительство.

Позже экс-супруга Лиепы Екатерина обвиняла Андриса в том, что тот не платит алименты дочери.

Андрис Лиепа и жена Екатерина с дочерью

Партии Андриса Лиепы:

«Щелкунчик» П. И. Чайковского – Принц Щелкунчик – Большой театр
«Спящая красавица» П. И. Чайковского- Принц Дезире
«Жизель» А. Адана- Альберт
«Иван Грозный» С. С. Прокофьева
«Золотой век» Д. Д. Шостаковича
«Раймонда» А. К. Глазунова
«Лебединое озеро» П. И. Чайковского
«Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева – Мариинский театр

Фильмография Андриса Лиепы:

1986 – Гран-па – эпизод (исполнение хореографических партий)
1987 – Балет от первого лица (документальный)
1992 – Короткое дыхание любви – Алексей
1991 – Он научился летать
1997 – Возвращение Жар-птицы – Петрушка, Иван-царевич, Шахрияр
2005 – Взлеты и падения Мариса Лиепы (документальный)
2007 – Как уходили кумиры. Марис Лиепа (документальный)
2012 – Андрис Лиепа. Трудно быть Принцем (документальный)

Режиссерские работы Андриса Лиепы:

1991 – Он научился летать
1997 – Возвращение Жар-птицы

Сценарии Андриса Лиепы:

1997 – Возвращение Жар-птицы

Награды и звания Андриса Лиепы:

1981 – золотая медаль на Московском международном конкурсе (юношеская группа)
1985 – серебряная медаль на Московском международном конкурсе
1986 – гран-при на Международном конкурсе в Джэксоне, Миссисиппи (США)
Заслуженный артист РСФСР (3.11.1986)
1998 – «Золотая лента русского кино», номинация «Режиссёр-дебютант»
22 октября 2007 года – офицер ордена Трёх звёзд (Латвия)
Народный артист России (21.04.2009)

Екатерина Лиепа: «Я накопила любви, время отдавать»

Екатерина Лиепа — девушка с пронзительными голубыми глазами. Именно так Андрис Лиепа описывает первые впечатления от знакомства с будущей супругой. За хрупкой внешностью Екатерины, бывшей солистки балета Мариинского театра, а ныне руководителя благотворительной компании Stand4, скрывается сильный характер. О своей работе, романе с Андрисом и семье она рассказала корреспонденту «Клео».

«Из-за Андриса меня перестали брать в поездки»

Екатерина Лиепа, расскажите немного о себе, о своей семье.

Блиц-опрос «Клео»

Дружите ли Вы с интернетом?
Да.

У Вас было прозвище в детстве?
Нет.

Что для Вас непозволительная роскошь?
Тратить время впустую, особенно на общение с людьми, которые мне неинтересны.

Где провели свой последний отпуск?
Ездили на неделю в Эмираты вместе с дочкой.

Что Вас заводит?
Тупость и необязательность людей.

Я родилась в Москве. Моя мама (Татьяна Катковская — прим. авт.) — заслуженная артистка балета на льду, она дважды чемпионка Москвы, выступала 20 лет в московском балете на льду, была ведущей солисткой. Я всегда была рядом с искусством. Мой папа — писатель-драматург (Борис Рацер — прим. авт.). Он жил в Петербурге. Наша жизнь потихоньку переехала из Москвы в Ленинград, я начала учиться в Вагановском хореографическом училище, мне тогда было 10 лет. Началась другая непростая жизнь. Поначалу я жила одна, потому что мама еще работала в Москве. Тогда не было ни мамы, ни папы рядом, и это такая большая школа жизни, я могу сказать. Я вот сейчас смотрю на свою дочь, которой как раз исполнилось 11 — конечно, она еще очень маленький ребенок.

Хореографическое училище — это большая школа жизни, это школа выживания. Это непростая история. Учиться в училище нужно 8 лет. Из нашего класса, в котором было 36 человек, до выпуска дошли двое — я и еще одна девочка.

Остальных отчислили: кто-то не справлялся, кто-то форму потерял, кто-то сам ушел. Постепенно мама начала жить в Ленинграде, появилась квартира, и я последние несколько лет учебы жила дома. Отучилась 8 лет и начала танцевать в Мариинском театре. Там как раз и познакомилась со своим мужем.

А вот с этого места поподробнее, пожалуйста.

Андрис приехал в Мариинский театр как приглашенная звезда, а я только что пришла из училища и, конечно, была покорена, поражена, потому что он необыкновенно танцевал, был очень яркой личностью в балете — не просто как танцовщик, но и как актер. Это тоже очень важно, потому что балет — это не спорт, это не только физическая форма, но это еще и создание образа. И Андрис как раз умел создать образ на сцене, вдобавок к его красоте и прекрасной физической форме.

Екатерина Лиепа, когда Андрис начал за вами ухаживать?

Практически сразу. Я была, конечно, шокирована. Я на 10 лет младше Андриса, и первое время это было даже больше как дружеская поддержка старшего товарища. Он уже тогда и в Большом потанцевал, и в Нью-Йорке успел поработать. Он мне все это рассказывал, и я, такая маленькая девочка, открыв глаза, уши, рот слушала. Если же послушать Андриса, то смешно получается. Потому что с моей стороны это одни эмоции, с его стороны — другие. Он описывает все так романтично, что увидел маленькую девочку с голубыми глазами необыкновенными.

Практически сразу после знакомства мы поехали в Париж на гастроли на два месяца, и он меня там всячески опекал, везде возил, все показывал. Вот такая красивая романтическая французская история.

Вы сова или жаворонок?
Сова.

Есть ли у Вас талисман?
Талисмана нет, стараюсь всегда с собой носить крестик.

Как избавляетесь от стресса?
Читаю духовную литературу.

Какая мелодия стоит у вас в мобильном?
Стандартная.

Каков Ваш психологический возраст?
Не задумывалась.

Ваш любимый афоризм?
Если что-то делать, надо делать хорошо. Если брать, то лучшее.

Как окружающие восприняли ваш роман?

Было очень непросто, потому что театр — это, знаете, как большая страна, только в маленьком объеме. Люди всегда находятся как под лупой. Любой твой шаг влево, шаг вправо гипертрофированно воспринимается. Я могу сказать, что непросто все складывалось. Была какая-то ревность со стороны некоторых людей, меня перестали брать в поездки.

«Пусть время остановится и пойдет заново»

Замужество стало логичным продолжением красивого романа?

Как каждой женщине в какой-то момент мне захотелось определиться: хорошо, два года мы встречаемся, а что дальше? Тем более что Андрис был уже дважды женат. А он в свою очередь, как каждый мужчина, боялся, что как только мы распишемся, пройдет вот этот трепет, любовь, легкость какая-то.

Тем временем я постепенно пришла к православию, к вере. И это становилось как-то нечестно. Я понимала, что мы живем вместе, но не живем венчанным браком, хотя духовно мы очень близки, мы как одно целое. Мы ходим в храм и по идее должны исповедоваться каждый раз — и опять возвращаемся домой, и опять продолжаем жить вместе.

В какой-то момент я достаточно четко поставила перед Андрисом условие: либо мы сейчас принимаем решение пожениться, либо мы расходимся. Я человек достаточно мягкий, и это, видимо, произвело впечатление, потому что это была уже жесткая позиция.

Екатерина Лиепа, как Андрис сделал вам предложение? Или вы просто приняли обоюдное решение пожениться?

Нет, это была очень романтическая история. Это было в Питере. Мы вечером ехали с телевизионной съемки, и был необыкновенно красный закат. Что-то такое невозможное — все небо красное, как знамение. И уже витала в воздухе какая-то тревожность, я чувствовала, как у меня в животе все вибрирует. Мы вышли из ресторана около Храма на крови. Андрис снял роскошные дорогие часы, бросил в реку и сказал: пусть время остановится и пойдет заново. И сделал мне предложение. Все было очень трогательно и романтично. Позже мы обвенчались в Никольском храме.

Как изменилась ваша жизнь с рождением дочери Ксении?

Я уже четко для себя поняла, что очень хочу ребенка. Как я четко определилась с моей фирмой Stand4, с занятием благотворительностью, так было и с ребенком. Я просто поняла: вот мы живем, мы создали фонд, мы чем-то занимаемся, но оно все пустое и непонятно для чего.

Мы ходим, что-то зарабатываем, куда-то ездим, а что дальше-то? В этот момент я поняла, что ребенок очень нужен. Это был абсолютно осознанный шаг, я поняла, что созрела кому-то что-то передать и отдать, иначе вообще нет смысла существовать.

А кто из вас более строгий с дочерью?

К сожалению, я. Мне приходится исполнять роль человека, который говорит: да, нет, это можно, это нельзя.

Вы с ней подруги?

Да, мы подруги. У Ксюши я учусь упрямству какому-то хорошему, умению добиваться цели.

А в одежде она вам дает советы?

Да, я всегда у нее спрашиваю совета. И это хорошо для ребенка — развивает чувство стиля. Мы вместе с ней обсуждаем: это сюда подходит, это нет.
Я помню, например, что лет до 20 не могла надеть красную кофту. Может, это было связано с училищем, где надо было выглядеть скромнее. Я даже не знаю, с чем это было связано. А Ксюше, наоборот, нравятся яркие вещи. И очень часто мы идем в магазин, и она выбирает вещи, которые мне и в голову не пришло бы померить, но она меня заставляет. Я надеваю и думаю: и правда хорошо!

Читайте также:  Гвен Стефани на обложке сентябрьского Harper’s Bazaar

Екатерина Лиепа, расскажите о каком-нибудь моменте абсолютного счастья в вашей жизни.

Он, конечно, связан с ребенком. Я помню, что давно мечтала, как буду ходить с малышом и держать его за маленькую нежную ручку. И когда Ксюша родилась и я уже могла гулять с ней за ручку, это был незабываемый момент счастья.

Когда вы вместе с Андрисом, то оба светитесь изнутри. В чем секрет вашего семейного счастья?

Трудный вопрос. Наверное, терпение, любовь, внутреннее понимание того, для чего ты это делаешь. Я считаю, что семья очень во многом зависит от женщины. Умная и мудрая женщина, если захочет, всегда может сохранить семью. А не захочет, может ее и разрушить.

Роль женщины на Земле ни в коем случае не надо приуменьшать. Мне это открылось в Италии, где женщин ставят на пьедестал. И это правильно. Потому что через женщину приходит жизнь, благодаря женщине вообще крутится планета Земля. И это не нужно забывать ни мужчинам, ни женщинам. Особенно женщинам. Нельзя разрешать себя топтать, нельзя разрешать себя унижать. Надо по-хорошему научиться себя любить. Это очень-очень важно. И как только приходит уважение к себе, тогда приходит уважение окружающих, и все выстраивается так, как надо.

Главное — избегать перегибов. Как сказал один мудрый священник, гордыня — это грех, а гордость надо иметь. Эти понятия нельзя путать.

«Пришло время отдавать»

В канун 2009-го нового года вы провели благотворительную звездную елку для детей-сирот в Московском Цирке Никулина на Цветном бульваре. Расскажите, как все прошло?

Такие мероприятия всегда проходят очень волнительно, хотя это уже второе мероприятие в рамках «благотворительных семейных вечеров» и много нюансов я уже знала. С другой стороны, поскольку мероприятий я уже проводила много за 10 лет в этом бизнесе, то знаю, что второе мероприятие — самое сложное. Как второй спектакль у балетных танцовщиков — расслабляться ни в коем случае нельзя.

В целом все прошло очень хорошо, 450 детей из детских домов из разных городов приехали на спектакль «Мэрри Поппинс» в Цирке на Цветном бульваре. Многие потом подходили и благодарили, потому что они не избалованы такими по-настоящему высокого уровня спектаклями с лошадками, с королевскими пуделями, с воздушными гимнастами.

Детишки заранее нарисовали рисунки, зная, что их работы будут выставлены на продажу и вырученные деньги пойдут на то, чтобы спасти жизнь больным детям. Это идея преемственности поколений. Детишки из детских домов понимают, что могут внести свою лепту и спасти кому-то жизнь.

Была и творческая интеллигенция, и сама Чулпан Хаматова была с дочками, через ее фонд «Подари жизнь» мы как раз и помогаем детишкам, перечисляем туда вырученные деньги.

Собрали мы 3 миллиона 300 тысяч рублей. Безусловно, это не только продажа рисунков, но и пожертвования крупных компаний. И в итоге сейчас 25 детей получили необходимое лечение.

Как вы себя чувствовали на следующий день после мероприятия?

Ой, я два дня просто лежала. Не могла ни говорить, ни шевелиться. Я же с 7 утра была на ногах: следила, как разгружают подарки, сама делала стенды, вывешивала на них рисунки. Нужно было со всеми поздороваться, выйти на сцену сказать речь, потом пресс-конференция и много-много всего. Поэтому когда это все заканчивается.

Екатерина Лиепа, в какой момент понимаете, что не зря все это?

Когда надо было в конце спектакля выйти на сцену, всех поприветствовать и поблагодарить за участие. Я вышла на арену Цирка и сказала: «Давайте поприветствуем детишек из детских домов». И все встали и зааплодировали, и я увидела счастье в детских глазах. В такие моменты и понимаешь, что это все не зря.

Как вы пришли к благотворительности?

Я в какой-то момент поняла, что очень много накопила опыта работы, духовной любви, щедрости и доброты, и пришло время отдавать. Мы организовали с Андрисом фонд имени Мариса Лиепы.

Потом я работала в крупном банке, занималась организацией мероприятий, много чего было. Мы привозили и западных звезд — Дайану Росс, например, и делали маленькие показы мод. И в какой-то момент ты приходишь к тому, что это все хорошо, ты можешь это делать, но чего-то не хватает. Ты хочешь приложить свой опыт, свои силы, чтобы помогать кому-то. Так родилась компания Stand4, у которой непассивная позиция — мы хотим делать, мы хотим отдавать. Так появились благотворительные семейные вечера. И я четко чувствую, что это правильный мой путь.

Настоящий принц, начинает утро с овсянки: 7 фактов об Андрисе Лиепе

Катается на подарке отца

Андрис Лиепа родился 6 января 1962 года в Москве в семье великого латвийского советского танцовщика, на тот момент ведущего солиста Большого театра Мариса Лиепы и актрисы Московского драматического театра им. А. Пушкина Маргариты Жигуновой. Первые три года жизни мальчик провёл у бабушки с дедушкой по отцовской линии в Риге. Поэтому первым языком, на котором он заговорил, стал латышский. Русский язык маленький Андрис освоил, когда родители забрали его домой, в Москву.

Внешне Андрис похож на маму, но с детских лет доверительные отношения сложились с отцом. Вопрос о выборе профессии для него не стоял: уже в три года Андрис заявил, что будет «папой в Большом театре». Надо сказать, что, несмотря на занятость, Марис всегда находил время для того, чтобы выслушать сына и что-то подсказать. Будучи к тому же прекрасным спортсменом он приобщал и Андриса к физкультуре. До сих пор артист вспоминает о самом ценном подарке от отца, который он получил в 13-летнем возрасте – скейтборде. Для Андриса скейт стал увлечением на всю жизнь. Во всяком случае, лет пять назад он признавался в том, что с удовольствием катается.

Андрис и его младшая сестра Илзе в раннем детстве занимались фигурным катанием, однако с 8-летнего возраста их все же определили в балетную школу. Причём конкурс был огромный — из 200 человек брали одного. «Часто говорят, что природа на детях отдыхает. Так и о нас с сестрой думали с самого детства: раз папа гений, то дети, хотя и будут продолжать его дело, но без большого успеха. Не могу сказать, что меня это угнетало, но я сразу понял, что мне нужно будет работать не на сто процентов, а на двести», — признавался артист.

Начинает утро с овсянки

Андрис Лиепа в одном из интервью рассказал о любимом блюде на завтрак. Его отец начинал свой день с тарелки овсяной каши и приучил регулярно есть овсянку своих детей. «До сих пор каждый день мой начинается с того, что я съедаю тарелку каши. Даже за границу беру с собой быстрорастворимые хлопья», — рассказывал артист.

Был женат на приме Большого театра

Первой женой Лиепы стала балерина Большого театра Людмила Семеняка. Она была старше Андриса на 10 лет. Причём Людмила танцевала ещё с его отцом, Марисом Лиепой, часто бывала у них в доме. Она помнила Андриса еще мальчишкой. После того, как Лиепа-младший пришёл в Большой театре, он принялся ухаживать за Людмилой, которой восхищался с детских лет. Он оставлял у двери её гримёрки цветы, приглашал на прогулки, катал на лодке.

Несмотря на вспыхнувшие чувства, Людмила не собиралась замуж за молодого артиста. К тому же её смущала разница в их возрасте. Однако Андрис настоял на женитьбе. Как признавалась балерина, позже она поняла, что Лиепой руководили не только чувства, но и расчёт. Она была примой Большого театра и не раз убеждала руководство дать возможность молодому танцору проявить себя, сама станцевала с ним в «Щелкунчике». «Это абсолютно театральная история. У нас была страсть, влюбленность, но не обошлось и без расчета. Я очень помогала ему», — рассказывала балерина. Андрис и Людмила развелись уже через год после бракосочетания, но прожили под одной крышей ещё несколько лет.

Танцевал у Барышникова в Америке

В конце 80-х годов Андрис Лиепа уехал в США, его пригласил в свой «Американский театр балета» Михаил Барышников – «невозвращенец» в СССР, оставшийся в Канаде во время гастролей в 1974 году. Андрис принял предложение, потому что горел желанием танцевать. В Большом театре ему это удавалось не так часто, поскольку в труппе было 250 человек. «Я уехал, потому что мне было мало работы. То есть, я за восемь лет работы в Большом театре станцевал шесть раз “Лебединое озеро”. Три раза “Спящую красавицу”. Я стоял в очереди, а передо мной стояло восемь замечательных артистов, которые тоже хотели танцевать», — объяснял Лиепа .

Лиепа хотел танцевать много, и у Барышникова его мечта осуществилась — только за первые три месяца Андрис 46 раз станцевал в «Лебедином озере». Отметим, что Андрис стал первым советским артистом, который получил официальное разрешение на работу в Америке. «В моем паспорте стояла многократная выездная виза – уникальный случай в конце 80-х», — рассказывал артист. В 1990 году Лиепа вернулся в СССР, в Мариинский театр.

С сотрудницей ООН развела жизнь

В США Андрис успел жениться. Его избранница снова была старше его. Только на этот раз к искусству не имела никакого отношения. Она была сотрудницей ООН. Правда и этот брак продержался недолго. Сразу после женитьбы Лиепа уехал на шесть месяцев на гастроли с Барышниковым, а супруга не могла поехать с ним из-за работы. Потом артисту предложили танцевать в Мариинке, он решил возвращаться в Союз, а жена была не готова к смене места жительства. «В общем, жизнь развела. И развела, я считаю, правильно», — признавался танцовщик.

Неудачно упал

В 1992 году 30-летний Андрис был на гастролях в Америке – он танцевал партию в балете «Жизель». Очередной спектакль должен был проходить в Вашингтоне, однако танцовщик почувствовал себя неважно – он простыл и просил разрешить не приходить на репетицию. Но его настойчиво попросили обязательно быть. На репетиции «Жизели» Андрис неудачно упал и разорвал связку на колене. Даже после длительного лечения танцевать, как прежде, он уже не мог. Артисту пришлось пересмотреть свою жизнь и найти другое применение своему таланту – в качестве балетмейстера и продюсера. Так, 17 лет подряд, как художественный руководитель и главный балетмейстер театра «Кремлёвский балет». 17 лет подряд он отвечал за проведение новогодних ёлок и новогодних балов в Гостином дворе в Москве. С 2016 года Андрис Лиепа является художественным руководителем и главным балетмейстером Государственного академического Большого театра Узбекистана имени Алишера Навои. Любопытно, что здание театра в Ташкенте, как и родной дом Андриса в центре Москвы построено по проекту знаменитого архитектора Алексея Щусева. Отметим, что стоимость квартир в элитном доме оценивается примерно в 90 млн. рублей.

Развёлся в 50 лет

С 20-летней Екатериной Катковской, артисткой балета Мариинского театра, Андрис Лиепа познакомился в 1992 году. На этот раз избранница была на 10 лет младше его. «Впервые я увидела Андриса в “Жизели”. Он танцевал Альберта. Лиепа меня просто потряс. Он был необыкновенно красив и прекрасно танцевал. Настоящий принц», — вспоминала о своем первом впечатлении Екатерина. Отношения между артистами завязались во время гастролей в Париж. Вскоре пара начала жить вместе, но на предложение руки и сердца Андрис после двух неудачных браков не решался долгих пять лет. Предложение он сделал в ресторане на канале Грибоедова, а когда услышал от Кати «да», снял с руки дорогие часы и бросил их в канал со словами: «Я хочу, чтобы с этого момента время пошло заново». Так, в 1998 году они официально стали мужем и женой, в этом же году в семье родилась дочь Ксения. Долгое время Андриса Лиепу и его супругу Екатерину считали одной из самых блестящих пар в балетном мире. Однако в 2012 году, через 14 лет совместной жизни, брак распался. При разводе бывшим супругам не удалось заключить мировое соглашение из-за финансовых разногласий. Екатерина хотела получать алименты на дочь-подростка в фиксированном объеме. Андрис считал, что покупая дочери дорогие гаджеты и подарки вполне компенсирует эту сумму. Екатерина подала в суд, который в результате присудили алименты — девятнадцать тысяч рублей. Известно, что Ксения училась престижном швейцарском колледже Luceum Alpinum Zuoz. Стоимость обучения в этом учебном заведении составляет чуть меньше 7 млн. рублей в год.

Трехмесячный брак с Плисецкой и измена жене с молодой балериной: тайны личной жизни Мариса Лиепы

Балерина Марис Лиепа была замужем четыре раза в жизни. Его личная жизнь крайне запутанная, но интересная. Звезда балета всегда слыла привлекательным и элегантным мужчиной. У него не было отбоя от красот.

Марис Лиепа с женой Маргаритой. Фото: instagram.com/liepaandris/

  1. Трехмесячный брак с Плисецкой
  2. Встреча в самолете
  3. Внебрачная дочь

Трехмесячный брак с Плисецкой

Первой женой Мариса Лиепы была не менее незаурядная личность – Майя Плисецкая. Многие годы она была прима-балериной Большого театра. Они были женаты всего три месяца. Плисецкая никогда публично об этом союзе не упоминала. Понравился, впрочем, и сам Марис. Причину раскрыла дочь танцовщицы Илзе.

Индрис Лиепа и Майя Плисецкая. Кадр из программы «Судьба человека»

«Отец и Майя Плисецкая договорились о джентльменском соглашении никогда не говорить, женаты они или нет. Мы будем уважать их соглашение », – сказал он в эфире передачи« Судьба человека».

Встреча в самолете

Второй женой Лиепы стала актриса Московского государственного театра имени Пушкина Маргарита Жигунова. Они женаты 18 лет. В этом союзе родились их талантливые дети: Андрис и Илзе, знаменитые танцовщицы и танцовщицы.

«Отец и мать встретились в самолете. Она прилетела со съемочной площадки. Не заметить этого невозможно. Это было невероятно красиво. Мама волевой человек. В жизни, конечно, можно предположить, что у нее было трое детей. Я, мой брат Андрис и мой отец, о которых она заботилась », – сказала Илзе Лиепа.

Илзе Лиепа. Фото: Global Look Press

Читайте также:  Пиппа Миддлтон представила собственную книгу о праздниках

К сожалению, в какой-то момент счастливый союз распался. Марис Лиепа заинтересовался молодой балериной из Большого театра Ниной Семизоровой. Она была на 20 лет моложе его. Как отметила Илзе Лиепа, отец в какой-то момент «решил продлить молодость». Жигунова не простила измены и подала на развод.

«Мне было сложно все это сделать. Это было тяжелое время в жизни нашей семьи. Андрис меня очень поддерживал. Мама ни на что не могла закрыть глаза. Это было ее личное решение развестись. Мама сказала, что между ними все кончено. Отец был вынужден принять условия, что для него начинается другая жизнь. Он понял, что в его жизни произошла трагедия. Он потерял все », – вспоминала Илзе Лиепа.

Как отметила дочь звезды, самым трагичным было то, что при этом его отец потерял свой мир, который для него создавала сцена.

«Для него театр был воздухом. Жалко, что такой художник не может стать учителем. Для него закрыли Большой театр. Я тайно встретил своего отца. Мама была против. Она очень обиделась. Мой папа сказал мне поговорить с мамой. Я просил прощения, но мама не простила. Мама нашла счастье в другом браке », – сказала Илзе Лиепа.

Внебрачная дочь

Брак Мариса Лиепы с Ниной Семизоровой продлился всего пять лет. Дети в этом союзе не родились. Сказала большая разница в возрасте. Вместе они были с 1980 по 1985 год.

Самое интересное, что еще до замужества с Семизоровой Марис Лиепа стал отцом в третий раз. В 1979 году у художника по костюмам Евгении Шульц родилась его наследница Мария.

Некоторое время Лиепа скрывал отношения с этой женщиной, с которой он изменял своей второй и третьей женам, ведя двойную игру. Позже Лиепа стал много времени проводить с дочерью Марией. Он с гордостью показал знакомым своего младшего наследника.

После развода с Семизоровой Марис Лиепа окончательно переехала жить к Шульцу, с которым провела последние годы жизни. Он умер в 1989 году в возрасте 52 лет.

Андрис Лиепа: “Семья – смысл моей жизни”

Александр Славуцкий

– Андрис, как вам сейчас вспоминается детство?
– С ностальгией. Оно было светлым. Хотя, конечно, сильно отличалось от детства большинства моих сверстников. Но не только у нас с сестрой оно было таким. Например, по соседству жил Максим Шостакович. Он занимался музыкой по шесть часов в день, а потом приглашал меня на свои концерты.
Впрочем, и обычные детские забавы у нас тоже были: футбол, хоккей. Я особенно увлекался хоккеем, ходил на матчи, собирал шайбы. Просил отца из всех поездок привозить мне клюшки.
– Отец был строгим?
– Нет, нет, что вы! Мы с сестрой воспринимали его как друга. Он был всегда добрым, искренним, веселым и необыкновенно терпеливым. Мы не знали, что такое бояться отца. У Илзе и у меня не было строгого распорядка дня или каких-то ограничений.
Воспитание проходило в форме игры. Мы с сестрой сидели на шпагате, качали спину и пресс, развивали гибкость и ловкость, соревнуясь друг с другом. Часто в этих состязаниях участвовал отец: кто больше отожмется, выше подпрыгнет, дольше
простоит на качающейся доске.
– Получается, вы были обречены на балет с самого рождения?
– Я бы так не сказал. Ни мама, ни папа не настаивали на том, чтобы мы шли по балетной стезе. В детстве я много чем занимался. Увлекался живописью, любил скульптуру. Про хоккей уже говорил. Родители позволяли заниматься тем, чем мы хотели.
Так что в балет мы с сестрой пришли сами. Лет с семи занимались ритмикой, гимнастикой и чуть-чуть хореографией . Поступили в хореографическое балетное училище МАХУ. Я учился 8 лет. Потом попал в Большой театр.
– Из училища – и прямо в Большой. Фамилия помогла удачно устроиться?
– Нет, все было по-честному. Я сдал госэкзамен. Потом с Ниной Ананиашвили мы победили на международном конкурсе артистов балета по младшей группе. Отец об этом ничего не знал. Поэтому нас и взяли в Большой.
– Думаю, вы нередко сталкиваетесь с предвзятым мнением, что имя отца помогало вам делать карьеру?
– Да, особенно раньше. Много лет фамилия шла впереди меня. Это и помогало, и мешало. У людей, далеких от театра, есть иллюзия, будто ребенку знаменитого артиста легче добиться успеха. Это не так. Я всего добивался сам. Работая во многих
театрах мира, самостоятельно выстраивал отношения с продюсерами. Заслуги отца в этой дипломатии помочь не могли. Место под солнцем тебе никто не даст за заслуги родителей, его надо завоевать. Это нормальный процесс.
– Известно, что вы человек верующий. Вы пришли к этому под влиянием отца?
– Да. Много лет он собирал иконы. В нашей квартире, где сейчас живет Илзе, до сих пор хранится его коллекция. В юности, еще не понимая сути шедевров, я часто смотрел на них просто так. А икона, вне зависимости от того, понимаешь ты ее значение или
нет, все равно на человека действует. Так, через иконы, сложилось мое первоначальное, еще не до конца осознанное отношение к вере. Много позже, когда, сломав ногу, я буквально за три секунды потерял профессию, мое мировоззрение изменилось. Так бывает: человек приходит к Богу через значительные жизненные испытания.
– Вы с отцом похожи по характеру и мировоззрению?
– Мне кажется, очень во многом я от него отличаюсь. Папа обладал удивительной работоспособностью и преданностью искусству.
Благодаря этому он сумел достичь вершин мастерства. И я, по его примеру, эти качества в себе развивал. Но я иначе выстраиваю отношения с коллегами. Отец, по-моему, бывал чересчур нетерпим к чужой слабости, часто рубил сплеча.
Я считаю, что надо быть дипломатичнее, мягче, ведь мы все не без греха.
– Много лет вы посвятили проекту «Русские сезоны». Для вас важно продолжать дело отца, который в 1966 году восстановил спектакль Фокина «Видение розы»?
– Очень важно. Воссоздать как можно больше спектаклей из «Русских сезонов» – моя основная задача, можно сказать, миссия. Моя страсть к балету Серебряного века от папы. Он любил ту эпоху, поэтому решил восстановить балет «Видение розы». Долго
его возрождал – это был настоящий подвиг. В советское время к невозвращенцам, которыми были Фокин, Дягилев, Стравинский, относились настороженно. Отец подружился с Виталием Фокиным, сыном балетмейстера Михаила Фокина. Отец общался с Тамарой Карсавиной – первой исполнительницей партии девушки в балете «Видение розы», с Сергеем Лифарем, расспрашивал их, как это было при Дягилеве.
Кстати, в Америке, в труппе Михаила Барышникова, я познакомился с Изабель, внучкой Михаила Фокина. Вот так получилось, что интерес к «Русским сезонам» Дягилева перешел к нам с Илзе по наследству и по зову сердца.
– В жизни человека искусства творчество часто противоречит семье. Что важнее для вас?
– Я стараюсь так выстраивать свою жизнь, чтобы противоречий не возникало. Но, конечно, для меня на первом месте семья. Это вообще смысл жизни. Можно прожить и без балета, и без музыки, а вот без семьи – никак.
– Что, на ваш взгляд, самое важное в семейной жизни?
– Любовь. Семья может строиться только на любви. И от мужа, и от жены семейная жизнь требует самоотречения. Когда ты готов ради другого человека пожертвовать чем-то: именем, жизнью, состоянием, карьерой – тогда отношения будут двигаться. Когда
два человека не хотят ничем жертвовать друг для друга, возникают конфликты.
– У вас был служебный роман?
– Нет, служебного романа у нас не было. Я танцевал тогда у Михаила Барышникова в американском балетном театре. И однажды, вернувшись с гастролей, заглянул на какой-то спектакль в Мариинский театр (тогда он еще назывался Кировским).
В антракте зашел за кулисы, увидел там совершенно фантастическую девушку с необыкновенно глубокими голубыми глазами и просто потерял себя. Как говорят англичане, «упал в любовь».
Наверное, знакомство с Катей не было случайным. Нас привел друг к другу Господь. Венчались в Никольском соборе, рядом с Мариинским театром. Сделал это настоятель – отец Богдан. С тех пор вся моя семья всегда за него молится.

Андрис Лиепа: когда я спросил Григоровича об отце, он лишь зубами заскрипел

Театр без интриг? Так не бывает

Ольга Шаблинская, «АиФ»: Андрис, сегодня много спорят: по-прежнему ли балет России «впереди планеты всей» или пальму первенства мы уже отдали?

Андрис Лиепа: Я считаю, что мы по-прежнему лидеры в мире! Возможно, оппоненты скажут, что и французы хорошо танцуют, и американцы. Но я работал в Ла Скала, Гранд-опера, «Балле де Бежар» и других знаменитых театрах. И как человек, который изнутри знает жизнь каждого из этих коллективов (включая Большой и Мариинский), скажу: всё-таки наш балет самый лучший! У нас блестящая школа и уровень исполнительского мастерства.

– Вы всю жизнь посвятили сцене. Скажите, возможен ли театр без интриг?

– Я интриги не люблю, но театр – это живая субстанция, без интриг всё равно невозможно. Я родился в семье арти­стов, поэтому знал, как себя вести. Есть один-единственный рецепт, который помогает мне выживать до сих пор: доказывать свою правоту работой. Скажем, если вы думаете, что все так легко и просто согласились на мою последнюю премьеру – «Баядерку», то это не так. Я долго доказывал руководству Кремлёвского дворца, что этот спектакль нужен театру. Было много аргументов «против» – что он есть в Большом театре, в Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. На что я отвечал: мы делаем версию, которая в Москве не идёт. Это версия Мариин­ского театра, где я работал 8 лет, и отнёсся я к ней очень бережно. И в итоге оказался прав. Декорации к спектаклю, кстати, делали тоже в Санкт-Петербурге.

Свой подход даже. к пельменям

– Вашего папу, гениального танцовщика Мариса Лиепу, из Большого театра попросту выгнали в одночасье. Это была страшная трагедия для него. Зная, что с отцом так поступили, с какими чувствами вы там работали?

– Если можно так выразиться, у меня есть два «чувства» на этот счёт. Первое – сыновье. А второе – профессиональное. Я человек, который понимает реалии балетной жизни. Тогда шёл слом эпох – поколение Мариса и Володи Васильева уходило из Большого театра, а новое приходило. Приходилось резать по живому… Поэтому процесс был очень болезненный. Я не знаю на самом деле, что произошло у отца с Юрием Григоровичем. Когда спрашивал у Юрия Николаевича об этом, у него зубы скрипели. А когда обращался с этим вопросом к отцу, он отвечал: «Андрис, если бы знал, я бы тебе сейчас прямо и ответил». Что произошло, непонятно. Не очень много нужно усилий для того, чтобы поссорить двух творческих людей. А в театре всегда очень много «добро­желателей», которые умеют за глаза что-то «такое» сказать. Но о тандеме, который был между Григоровичем и Марисом Лиепой во время создания «Спартака», любой художник может только мечтать…

– Кстати, у вас не было комплексов по поводу сравнения с отцом?

– Я родился в семье большого артиста и понимаю это. Когда выходил на сцену, должен был делать не просто хорошо, а на 200% от того, что могу. Работал безумно много. Даже отец порой говорил: «Я был трудоголиком. А этот ещё больше работает!» Думаю, что только благодаря этому я стал Андрисом Лиепой, а не сыном Мариса, когда вернулся в Россию из Америки, от Барышникова после работы c American Ballet Theatre в Метрополитен-опера. Миша ставил на меня своё «Лебединое озеро». Для меня это было счастьем. Я за один сезон «Лебединое» станцевал 38 раз. А за 9 лет в Большом театре – 7 раз. Почувствуйте разницу!

Поэтому комплекса «сын Лиепы» у меня никогда не было. Другое дело, что отец стал «направляющим» в моей жизни, – это точно. Например, он собирал коллекцию, по­свящённую «Русским сезонам» Дягилева, и это повлияло на мою дальнейшую жизнь. За 7 лет мы сделали с «Кремлёвским балетом» 12 спектаклей из «Русских сезонов»: «Синий бог», «Шехерезада», «Жар-птица», «Половецкие пляски», «Болеро», «Видение Розы» и др. И то, что мы с сестрой Илзе открыли Фонд имени Мариса Лиепы, продолжаем его дело, – это тоже дань памяти отцу. Причём папа никогда не заставлял нас делать что-то из-под палки. Он просто был для нас потрясающим примером.

– А в быту он вам каким запомнился?

– Он был очень добрый, весёлый, спортивный, очень изобретательный. Когда приходили в гости мои ребята, он всё время придумывал для нас что-то необычное. Например, брал пельмени, жарил их, как маленькие пирожки, и подавал нашим гостям: «Ребята, я вам сделал новое блюдо!» Обычно все пельмени варили, а отец их жарил. Свой подход у него был даже в еде…

Отец очень любил кашу с утра и приучил и меня, и Илзе регулярно есть овсянку. До сих пор каждый день мой начинается с того, что я съедаю тарелку каши. Даже за границу беру с собой быстрорастворимые х­лопья. А ещё папа мне подарил первый скейт. Благодаря этому мои устойчивость, техника даже в классическом балете стали более мощными и интересными. И до сих пор катаюсь! Представьте себе: в 54 года выхожу с дочкой Ксюшей на Поклонную гору и на скейте рассекаю. Или на В­оробьёвы горы приезжаем и катаемся на самокатах…

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: